В Баку стартовал саммит, посвященный 25-й годовщине Специальной программы ООН для экономик Центральной Азии (СПЕКА). Для участия в мероприятии в Азербайджан прибыли главы большинства задействованных в программе стран, например, президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев, президент Узбекистана Шавкат Мирзиёев, президент Кыргызыстана Садыр Жапаров, президент Таджикистана Эмомали Рахмон и другие. А в течение недели, объявленной в Азербайджане неделей СПЕКА, состоялось 18-е заседание Руководящего совета, в ходе которого представители экономических, транспортных, информационно-коммуникационных и других экономических ведомств названных стран обсудили успехи в рамках данного начинания, достигнутые в течение прошедших десятилетий, а также наметили пути расширения сотрудничества на будущее.
Но прежде, чем рассказать об этих успехах, хотелось бы вкратце коснуться истории появления этой программы, поскольку она затрагивает исторические вопросы становления задействованных в ней стран в качестве независимых субъектов мировой геополитики и геоэкономики. Как известно, с развалом бывшего СССР и подписанием со стороны России, Беларуси и Украины в декабре 1991 года документа, известного как «Беловежского соглашение», появился новый и альтернативный СССР субъект международного права – Союз независимых государств (СНГ). В том же месяце уже в Алма-Ате с участием глав всех суверенных республик бывшего Союза подписывается новая декларация, в которой обозначаются цели и принципы новосозданной международной структуры.
Начинается долгая и кропотливая работа по переходу в рамках СНГ на новые стандарты централизованного управления. Суверенные страны стремились любым цивилизованным, а главное, безопасным образом выйти из-под «эсэнговского» контроля и управления, и стали объединяться в рамках новых международных организаций. К тому же, им надо было как-то определяться с новыми экономическими связями и выбрать в сотрудничестве с кем двигаться дальше: с Европой, которая активно стала перетягивать эти государства на свою сторону, или же с Россией.
Так, в октябре 1997 года в Страсбурге в ходе Саммита Совета Европы озвучивается идея создания ГУАМ – региональной организации, включающей Грузию, Украину, Молдову и Азербайджан. Естественно, если в деле была замешана Европа, то инициация создания союза осуществлялась вне рамок действий СНГ. В 1999 году в нее входит Узбекистан, и организация переименовывается в ГУУАМ, но в 2005 году страна покидает эту структуру и название становится прежним. И мы бы не стали упоминать об этом незначительном вроде бы факте, если бы вхождение и выход среднеазиатской страны не имело бы четкого обоснования и логики. Дело в том, что объединив Грузию, Украину, Молдову и Азербайджан в единую организацию, западный мир стремился подтянуть их под свои стандарты и тем самым максимально отдалить от России.
И теперь перед Западом стояла задача оттянуть на себя страны центрально-азиатского региона, богатые углеводородными ресурсами. Тогда-то и появляется идея создания Специальной программы ООН для экономик Центральной Азии, которая была учреждена Ташкентской декларацией 26 марта 1998 года, то есть буквально через год после инициатив по созданию ГУАМ. Естественно, благодаря своему уникальному географическому положению, находясь на стыке между Европой и Азией, Азербайджан автоматически становится членом СПЕКА, куда сегодня также входят Казахстан, Кыргызстан, Таджикистан, Туркменистан, Узбекистан и Афганистан. Работы осуществлялись на базе наработок Экономической комиссии ООН для Азии и Тихого океана (ЭСКАТО).
Так, собственно, 25 лет тому назад и появилась СПЕКА, которая вместе с ГУАМ должна была решать для Запада как политические цели, то есть максимальное отдаление стран постсоветского пространства от России, так и чисто экономические, поскольку в середине девяностых годов уже стоял вопрос развития транспортных коммуникаций и информационно-коммуникационных сообщений, соединяющих Китай с Европой.
«А где же во всей этой истории Китай, – спросите вы, – почему он не принимал участия в формировании названных международных структур?» Дело в том, что с экономической точки зрения, Китай 25-летней давности представлял собой лишь интенсивно (рост ВВП составлял примерно по 20% в год) развивающееся государство, в которое благодаря дешевой рабочей силе активно инвестировали как США, так и Европа. Это не был сегодняшний Китай, формирующий 18,5 % от мирового ВВП, что по итогам 2022 года составило 17,95 трлн долларов США.
Вот, почему сами европейцы больше всех и были заинтересованы в том, чтобы наладить максимально безопасные и дешевые, с логистической точки зрения, транспортные маршруты, пролегающие по территории центрально-азиатских стран, а далее через Азербайджан и в Европу.
Насколько успешным стал проект СПЕКА? В отличие от ГУАМ-овского, который можно считать откровенно провальным из-за политических проблем, с которыми столкнулись Молдова, а затем Грузия и Украина, центрально-азиатский проект оказался гораздо более жизнеспособным и прибыльным. Сегодня однозначно можно констатировать, что данная Специальная программа ООН работает и, прежде всего, потому, что именно Азербайджан играет важную роль в развитии экономических связей стран Центральной Азии с Европой.
Так, в минувшем году торговый оборот Азербайджана со странами Центральной Азии увеличился более чем втрое, а за 7 месяцев нынешнего года – еще на 50 процентов. Но здесь огромную роль играет и личностный фактор, и инициатива как главы азербайджанского государства, так и государств Центральной Азии, с которыми нашу страну связывают не только дружеские, но и братские отношения. Как результат только в январе–июле этого года торговый оборот Азербайджана с Казахстаном в годовом исчислении увеличился на 32 процента, с Туркменистаном – в 3,6, а с Кыргызстаном – в 4,8 раза.
Что касается транспортных коммуникаций, то Средний коридор, берущий начало на границе Китая и Казахстана, проходя через страны Центральной Азии и Каспийское море, а затем – территорию Азербайджана, Грузии и Турции, охватывает обширную территорию до Европы. Здесь же и Транскаспийский международный транспортный коридор, соединяющий Европу с Азией и считающийся кратчайшим и удобным маршрутом, поскольку поезда, следующие по данному коридору, доставляют грузы из Китая в Европу гораздо быстрее, чем если бы они следовали севернее, то есть через территорию России или южнее, охватывая Иран.
И в завершении отметим, что неслучайно именно в дни прохождения в Азербайджане мероприятий СПЕКА, приуроченных к 25-летию организации, президент Азербайджана Ильхам Алиев подписал распоряжение «Об утверждении Плана действий по увеличению транзитного потенциала международных транспортных коридоров, проходящих по территории Азербайджанской Республики, и стимулированию транзитных грузоперевозок на 2024-2026 годы». Безусловно, документ придаст дополнительный стимул развитию как транспортно-логистической инфраструктуры самой страны, так и увеличит роль государства в качестве главного катализатора, обеспечивающего эффективность и устойчивость торгово-экономических связей между европейскими и восточными государствами.
Рауф Насиров
Minval.az