Справки нет – счастья нет: Почему в отелях светского Азербайджана все еще требуют свидетельство о браке

Затянувшаяся и не по сезону теплая погода шепчет о романтическом свидании где-нибудь за пределами Баку, на природе, с шашлыками и любованием золотой осенью в горах. Влюбленная парочка так и поступила: Фарида и Ахмед (имена участников вымышленные) решили провести праздничные выходные в Исмаиллинском районе, насладиться горным воздухом, вкусным обедом и обществом друг друга в уютном отеле с прекрасным видом на снежные вершины Большого Кавказского хребта. С начала поездки парочка особо на тему ночлега не заморачивалась, так как приличных отелей в тех местах немало. Но в первом же отеле, куда приехали Фарида и Ахмед, их ждал «облом» в виде коробящей воображение фразы: «А вы женаты? У нас есть номера, но для женатых пар. Покажите свидетельство о браке».

Такой справки у наших героев не было, так как оба они твердо убеждены в том, что «хорошее дело браком не назовут» и отношения их строились исключительно на чувствах и романтике. Но, как выяснилось, эти нормальные человеческие чувства были недоступны пониманию отельеров, наотрез отказавшихся сдать номер для ночлега. Неунывающая парочка поехала в другой отель, но и там их не согласились размещать без пресловутого свидетельства из ЗАГСа. Зато предложили альтернативный вариант: снять два номера, так, дескать, правильно будет.

«Вы же не женаты, мы не можем сдать вам один номер на двоих», – отметил стоявший за стойкой ресепшена администратор.

Стоит ли говорить, что пара согласилась, правда, заплатила за ключи от «рая» лишние 70 манатов, а потом всю ночь развлекалась уже в двух номерах – да-да, без справки из ЗАГСа. Но тем не менее, несмотря на замечательно проведенное время, осталось чувство обиды и еще недоумения при воспоминании и возмущения странными методами «борьбы с развратом» в наших загородных отелях.

На первый взгляд кажется, что отели действительно блюдут семейные ценности и борются с проституцией. Но эта принципиальность исчезает, как только клиент соглашается заплатить за два номера. А как же борьба с развратом? Ведь вы же не запретите посетителям отеля ходить друг к другу в гости. Или запретите? Это скорее поощрение так называемого «разврата», потому что администраторы отелей таким образом даже расширяют ареал действий «развратников».

Кроме того, не вступать же людям в брак только из-за того, что их в отель не пускают? С другой стороны, если влюбленная пара предпочитает гражданское сожительство, вовсе необязательно оскорблять людей дурацкими запретами: во всем мире миллионы пар живут в гражданском браке, и никого это не коробит, кроме наших «правильных» отельеров, ссылающихся на менталитет. Именно на менталитет, потому что сам по себе запрет незаконен, и при желании потерпевшие в результате такого хамства могут подать на отель в суд и выиграть процесс, поскольку нигде в законе не прописан запрет для неженатых пар на проживание в одном номере.

Можно еще понять, если неженатым парам отказываются сдавать собственную квартиру. Но чтобы такие абсурдные правила применялись в отелях…

Собственно говоря, мы думали, что эта проблема, о которой так часто писали журналисты, в Азербайджане давно решена или самоликвидировалась, поскольку живем мы в светском государстве, который руководствуется принципами европейского права, а не шариата, как это делается в соседнем Иране. Но оказалось, что мы ошибались.

Такие идиотские запреты выглядят как минимум смешно, потому что: а) в борьбе с развратом они не эффективны, от слова совсем, б) не наносят никакого вреда институту семьи и в) являются нарушением прав и, в конце концов, вмешательством в личную жизнь.

Причем такое «ревностное» отношение к моральным устоям региональные отельеры проявляют только в отношении граждан Азербайджана, на иностранцев запреты не распространяются. И после этого в стране говорят о развитии регионального туризма.

Между тем глава Ассоциации отелей Азербайджана Самир Дюбенди, комментируя Minval.az ситуацию, отметил, что в стране нет нормативных актов, запрещающих проживание разнополых людей, не имеющих официальных отношений, в одном номере.

«Нет такого запрета, нет такого законодательного акта или же документа. Этот факт отмечали не только юристы, но и чиновники, до которых доходили жалобы граждан, неоднократно сталкивающихся с этим вопиющим действом. С одной стороны, это неправомерно, и не важно, посетители отеля – иностранные гости или же местные граждане. С другой стороны, данное «правило» на совести отеля, его применяющего. И потому лучше сначала позвонить в тот или иной отель, прежде чем ехать туда, и узнать, примут они постояльцев без печати в паспорте или же нет. Мы можем вполне справедливо осуждать это предприятие, конечно же, особенно ссылаясь на факт отсутствия в законе таких запретов. Но всякий раз, когда мы поднимаем этот вопрос перед хозяевами отелей, слышим один и тот же ответ: «Это наше, частное коммерческое предприятие, и потому правила устанавливаем мы. У нас семейное место, и потому мы хотим видеть только женатые пары, а не любовников. И ответить на это не получится никак, и запретить им пользоваться своим правом мы тоже никак не можем», – сказал С.Дубенди.

По его словам, есть еще несколько пунктов, которыми отельеры оправдывают свои отказы неженатым парам: дело в том, что отели, туристические центры и гостевые дома подвергаются частым полицейским рейдам. Полицейские приходят в отель и предъявляют неправомерные требования о проверках постояльцев на факт выявления т.н. «очагов разврата».

«Кроме того, никто еще не отменял безграмотность отельеров, не всех, конечно же, но многих. Дело в том, что они сами не хотят выполнять элементарных законных правил, а именно, главное: при вселении в отель постоялец должен заполнить анкету. Это обязательное правило, так как анкета является контрактом, под которым подписываются предприятие, оказывающее услуги и клиент. Анкету, в принципе, заполняет администратор на ресепшене, а гость только подписывает. Но многие не хотят заполнять анкету, и когда приходит полицейский, ему очень легко оправдать свой визит: дескать, отельеры незаконно запускают пары, не заполняющие анкету, а значит, отель уклоняется от налогов, и так далее. А если бы анкеты заполнялись и предъявлялись полиции, то никаких проблем не было бы. Сотрудники полиции не имеют права вмешиваться в личную жизнь граждан, и совсем неважно, женаты они или же нет. Анкету заполнили, паспортные данные указаны, а значит, закон не нарушали, все правильно», – отметил глава ассоциации.

По словам Дюбенди, все эти безграмотные внутренние правила очень мешают развитию бизнеса в стране. При этом отельеры отмечают, что они сами отнюдь не против, чтобы в их отеле останавливались люди, и неважно, женатые пары или же нет, лишь бы деньги платили. Есть еще одна причина, по которой граждане не заполняют анкету: женатые не хотят «светить» свои внебрачные отношения.

«С другой стороны, если отель уже сам промышляет сдачей номеров парам без регистрации, это прекрасно знает наша недремлющая полиция, сотрудники которой ходят по таким объектам и ставят перед фактом, дескать, сейчас начнем проверять! А дальше – сами понимаете. Мы неоднократно поднимали этот вопрос, и с помощью СМИ доводили до определенных структур, даже при встрече с министрами я поднимал этот вопрос. Об этом надо говорить постоянно и повсеместно, если мы хотим решить проблему как можно скорее. Понятно, что была пандемия, туристический бизнес был в состоянии сильного упадка. Но сейчас все постепенно налаживается, и опять встал ребром этот пресловутый запрет, об абсурдности которого говорили и депутаты, и экс-министр культуры и туризма Абульфаз Гараев, заявлявший неоднократно о глупости подобных запретов. И я, выступая на самых различных площадках, убеждал в том же самом, но, увы. Считаю, что самое лучшее оружие против этой проблемы – массовое распространение в соцсетях и в СМИ информации критического характера о подобных местах. Другого выхода я просто не вижу. Давайте говорить, писать, кричать об этом!», – резюмировал С. Дубенди.

Комментарий главы Ассоциации отелей Азербайджана вызвал у автора статьи ряд вопросов, а именно: каким образом полиция пытается «бороться с очагами разврата» в отелях?

Во-первых, никто не имеет права нарушать покой граждан, если граждане не мешают своим поведением окружающим. Сейчас не военное положение и даже не чрезвычайное эпидемиологическое, чтобы полиция рейды устраивала.

Далее: даже если полиция застукает не расписанную в ЗАГСе парочку на интиме, как они докажут, что женщина – обязательно проститутка, а отельер – содержатель «притона»? Или вступать в небрачное сожительство в Азербайджане – преступление? Если да, то в Азербайджане вместо новостроек нужно строить тюрьмы, так как в них будут размещены практически все, в том числе и сотрудники той же полиции, депутаты и госчиновники. И как тут не вспомнить замечательную фразу из фильма «Калина Красная»: Народ для разврата собрался!

Беда в том, что правоохранители по-своему понимают словосочетание «содержание притона» и не видят грань между борьбой с проституцией и вмешательством в частную жизнь. То есть вас оштрафуют, если в вашем заведении найдут хоть малейший намек на секс… когда это естественная потребность человека. Борьба с проституцией – дело, конечно, полезное, но все должно быть в пределах разумного.

Яна Мадатова  

Minval.az      

15.11.2023 15:05
536