Лифты в старых 9-этажных домах Баку – вечная тема для журналистов, так как годы идут, а ситуация по-прежнему остается патовой, несмотря на радужные посулы чиновников Производственного объединения Lifttəmir, что все старые лифты в столице будут заменены на новые (внимание!) до конца 2023 года. То есть, календарно – до конца этой недели. Нам бы радоваться и ликовать, но все эти посылы – не что иное, как обычный ничего не значащий структурный трёп, а, значит, и радоваться нечему.
Но для того, чтобы читателю стало понятно, почему автор столь мрачно иронизирует, предлагаем вернуться в год 2019-й, когда государство выделило средства из бюджета на проведение соответствующих работ, была произведена закупка 542 новых лифтов, которые были доставлены в Баку. В мае 2020 года ПО Lifttəmir отчитался в СМИ, что установка новых лифтов в столице завершилась: вместо старых лифтовых сооружений с истекшим сроком эксплуатации был установлен 581 новый лифт.
Отметим, что на балансе ПО Lifttəmir находится 5,3 тысячи лифтов многоквартирных домов и государственных учреждений, из которых более 2,5 тысячам требуется замена в самые ближайшие годы. С этой целью ведомство заключило контракт с немецкой компанией Wittur Holding GMBH о поставке в Азербайджан более 500 новых лифтов, которые до 2023 года должны были установить в 9-этажках столицы.
Конечно же, карты смешала пандемия, накрывшая Азербайджан в апреле 2020 года, но она в прошлом, хотя парадоксальные отмазки остались и сотрудники Lifttəmir по-прежнему «вешают всех собак» на коронавирус, помешавший и поставкам, и заключению сделок, и так далее. А потому и мучаются люди, таская тяжелые сетки на высокие этажи. И если лифт после ремонта (платного, естественно) каким-то чудом проработает еще месяц (чтобы потом испортиться еще как минимум на неделю), жильцы 9-этажек благословляют Небеса.
Кроме того, в Lifttəmir часто жалуются, что нехватка средств не позволяет им проводить текущий ремонт лифтов в зданиях, находящихся на госбалансе. А тем не менее государство ежегодно выделяет средства для того, чтобы лифты в жилых домах постоянно тестировались и находились в рабочем состоянии. Но куда уходят выделенные средства – остается только догадываться. Спросите любого жителя «совковых» 9-этажек насчет постоянного «тестирования» лифтов вышеуказанной структурой, и они просто рассмеются в лицо.
А ведь все могло быть гораздо проще, если бы Lifttəmir взял в пример опыт братской Турции, все лифты проходят обязательный осмотр несколько раз в год и соответствуют определенным стандартам. К вопросам сервиса лифтов в Турции подошли с правильной стороны, а именно прикрепили к каждому лифту этикетку с датами последней проверки. Это – закон, которому соответствующее ведомство должно подчиняться и в случае халатности чиновники этой структуры несут ответственность в виде огромных штрафов или отстранения от должности со следующим за этой процедурой расследованием.
А что у нас? Лифт может простаивать неделями, и ремонтируют его только после того, как с граждан сдерут мзду (на замену мотора, ремонт комплектующих и так далее).
Соседняя Грузия тоже может многому научить, например, платным лифтам в многоэтажных домах. Средства, собранные за проезд, идут на расходы, связанные с текущим ремонтом лифтов, и, кроме того, подобный подход напрочь отбивает глупую привычку гонять лифт без надобности. И, кстати, не только в Грузии есть такое новшество: платные лифты на территории постсоветского пространства появились относительно недавно, но уже создали волну популярности. В пример можно привести и Казахстан. Так, к примеру, многие лифты в Астане оснащаются карточными системами пользования, которые подразумевают, что лифт является зоной ограниченного доступа. Попасть в кабину можно исключительно при помощи определенного идентифицирующего предмета — пластиковой карты.
Стоит отметить, что платные лифты могут стать эффективным способом борьбы управляющих компаний с коммунальными неплательщиками.
В Украине система платных лифтов внедрена еще в 2016 году. Жители, пользующиеся платными лифтами, отмечают, что, если раньше лифты гоняли бесконтрольно и бестолково, оборудование часто выходило из строя, то сейчас все исправно работает. Договоры о технической поддержке лифтов заключаются с частными обслуживающими фирмами, а вовсе не с госкомпанией.
Но в том-то и дело, что у нас в стране нет конкурентноспособных организаций, а есть только естественные монополисты, а потому и порядка нет никакого. Граждане, лишенные права выбора, не могут сменить обслуживающую компанию, и потому вынуждены терпеть неполадки и оплачивать их устранение из своего кармана. А ведь все граждане города, проживающие в 9-этажках, так надеялись на установку нового оборудования! Но максимум, чего некоторые жильцы столицы дождались – раздачи кода для оплаты за лифт онлайн. Но опять же, все сделано через «лифт»: одним жильцам раздали, к другим по-прежнему приходят тетки запенсионного возраста и мздаимствуют за полгода вперед. И это в то время, когда оплаты всех услуг производятся онлайн. И только Lifttəmir по воскресеньям стучится в дверь и беспокоит граждан.
В завершении отметим, что сотрудник Minval.az пытался неоднократно связаться с главным инженером ПО Lifttəmir Мехти Гусейновым, ранее заявившим, что в Баку вообще нет неисправных лифтов, но тщетно. На каждый звонок сотрудник ведомства отвечал, что Гусейнова нет и неизвестно, когда будет. И если Гусейнов все же соизволит появиться на своем рабочем месте, то мы не прочь были бы послушать новости из мира лифтов и узнать, когда же, наконец, Lifttəmir перейдет на онлайн оплату.
Яна Мадатова
Minval.az