Выгорание - это официальный диагноз, связанный с длительным стрессом на работе, с которым не удалось справиться. В рамках Международной классификации болезней (МКБ-11) данный диагноз признан в рамках исключительно профессиональной сферы и неприменим к другим жизненным ситуациям.
Как передает Oxu.Az, о симптомах, причинах и профилактики выгорания рассказала "Известиям" клинический психолог Алена Нижнева.
"Основные симптомы - это чувство истощения, отрешенность от рабочих ситуаций, проявление цинизма по отношению к работе, а также снижение производительности труда (заметно самому человеку и окружающим). Также при выгорании могут проявляться соматические симптомы в виде частых головных болей, расстройствах ЖКТ, мышечного напряжения, нарушения сна, эпизоды простуды, сердечно-сосудистые заболевания, гипертония", - предупредила специалист.
По ее словам, к выгораю приводят такие внешние факторы, как чрезмерная или низкая загруженность на работе, отсутствие контроля за занятостью и временем, недружелюбные отношения на рабочем месте, непризнание успехов коллегами, низкая оплата труда, отсутствие карьерных перспектив, готовность сотрудника брать чрезмерные обязательства и стремление угождать другим людям в ущерб себе.
При наличии этих симптомов у руководителя или сотрудника отдела персонала психолог посоветовала убедиться, что условия труда оптимальны для ваших сотрудников и не являются потенциальными стрессорами и наметить возможные шаги по корректировке системных процессов. Например, предложить работникам выбирать часы работы, дать возможность один или два в неделю подключаться из дома, убедиться, что зарплатные вилки соответствуют рыночным, и начать сверять нагрузку с возможностями людей.
Нижнева отметила, что сотруднику стоит задуматься о смене места работы, если у него появляются симптомы выгорания или же делегировать возможные задачи, планировать перерывы, уделять внимание самочувствию, создавать поддерживающие отношения, признать невозможность выполнения всех поручений, практиковать проявление границ (не брать дополнительные обязанности и уходить с работы вовремя), заниматься значимой деятельностью, поддерживать комфортный распорядок дня и включить в него расслабляющие занятия.