Похоже, у пешеходов крупных азербайджанских городов, в частности Баку и Сумгайыта, появилась новая головная боль – безумные гонщики на электрических скутерах (электросамокатах), набирающих широкую популярность среди молодежи. Эта тенденция не может не беспокоить пешеходов и любителей велосипедной езды, так как лихие самокатчики на полной скорости маневрируют между людьми, и уже зафиксированы случаи серьезных столкновений и получения травм, поскольку управлять электроскутерами не так просто.
Это механическое транспортное средство набирает скорость до 100 км в час, когда в населенных пунктах разрешается движение транспортных средств со скоростью не более 60 км/ч. И уж тем более, скутеры не подходят для узких дорожек в парках, садах и тротуаров Баку, где пешеходу пройти буквально негде.
Правда, в кикшеринговых фирмах (прокат самокатов) уверяют, что все эти «игрушечки» регулируются через общую компьютерную базу (облако), однако сей факт еще никем не подтвержден. Сумма проката тоже немаленькая: 1 манат стоит разблокировка самоката + 10 гяпиков обходится каждая минута проката.
Пока что электросамокатчики не рискуют выезжать на трассы как, скажем, это делают в России или в странах Европы и США. Автор заметки с ужасом ждет того самого страшного дня, когда местные самокатчики все же рискнут выехать на трасы, и в глубине души надеется, что такого все же не случится. Для опасений есть причины: в 2019 году в США было проведено первое исследование, где подробно изучались типы повреждений, вызванных самокатами — обычно это переломы и травмы головы, требующие неотложной помощи. Исследование, проведенное в 2020 году показало, что количество ежегодных травм от электросамокатов в США выросло с 4582 в 2014 году, до 14 651 в 2018 году, когда появился прокат и они стали повсеместным явлением. Почти треть из них приходится на травмы головы — это более чем в 2 раза больше, чем у велосипедистов.
В 2021 году ученые обнаружили, что из 397 пациентов отделения неотложной помощи за год только 19 были в момент аварии в шлемах. 25 % случаев потребовали хирургического вмешательства. В целом, на каждые 100 000 поездок приходится 20-25 обращений в отделения неотложной помощи. В исследованиях также было отмечено, что электросамокаты могут причинить повреждения, несовместимые с жизнью.
Но вернемся в Баку, а точнее – в Национальный бульвар, где самокатчики с ветерком носятся туда-сюда, причем, не только по территории, облюбованной велосипедистами, но и по пешеходной территории, мешая безопасному и свободному передвижению.
Вчера автор заметки – любитель велоезды, стал свидетелем столкновения электросамокатчика с велосипедисткой недалеко от офиса YARAT. В результате аварии девушка буквально вылетела из седла и приземлилась с размаху на копчик. Самокатчик отделался «легким испугом», разбитым коленом и вывихнутой кистью руки, посидел немного на тротуаре, утешая плачущую девушку, а потом снова взгромоздился на самокат и укатил. Но самое ужасное, что самокатчики эти носятся целыми компаниями, подбадривая и подначивая друг друга криками об увеличении скорости, тем самым создавая реальную угрозу для окружающих.
Пока автор заметки доехал от Дворца водных видов спорта до пункта проката велосипедов (и, кстати, электросамокатов), он четырежды едва не столкнулся с самокатчиками, а, уже сойдя с велосипеда, едва не угодил под колеса незадачливого любителя нового гаджета, мало знакомого с управлением скоростью и тормозами. Но все время везти человеку не может, и потому место отдыха нужно менять, дабы не стать жертвой глупого юнца, возомнившего себя Шумахером. Но с учетом того, что электросамокаты уже вошли в моду, и ими постепенно заполняются парки и тротуары, найти место безопасных прогулок будет весьма сложно, разве что на территориях, где самокатчики не смогут передвигаться из-за неподходящего для их вида транспорта ландшафта. Но согласитесь, что перемена места прогулок — не выход из ситуации, которая, похоже, начинает идти по нарастающей.
Отметим, что кикшеринговые компании в Баку начали работать относительно недавно, а конкретнее – во время пандемии, и потому этот вид транспорта пока что на полную катушку не раскручен, хотя сегодня довольно много рекламы бакинских кикшерингов в социальных сетях, где желающим прокатиться на электросамоате предлагают «зачикиниться». И, судя по количеству комментариев под данными предложениями, желающих очень много.
Между тем в Азербайджане нет нормативных актов, регулирующих использование электроскутеров, несмотря на то, что они развивают скорость до 100 км/ч. Тогда как в соседней России городские власти вкупе с дорожной полицией объявили самокатчикам самую настоящую войну. Там законный статус электросамокатов, правила их движения, стандарты и ограничения уже установлены, потому как это необходимо для безопасности всех участников дорожного движения.
20 марта этого года Верховный суд РФ признал электрические самокаты транспортным средством. Это означает, что теперь водители такого вида транспортного средства будут обязаны соблюдать правила дорожного движения и наказаны в случаях их нарушения в соответствии с законом. Электросамокаты были признаны транспортом из-за скорости их передвижения. Над вопросом скорости российские законодатели тоже поработали, снизив ее до 30 км/ч.
Далее, сотрудниками правоохранительных органов были проведены масштабные рейды в крупных городах России, в результате все кикшеринковые компании были закрыты. И только после того, как городские власти и владельцы прокатов договорились о новых правилах, работа была восстановлена. Кроме того, электросамокатчикам строго-настрого запретили проезд по центральным улицам российских городов.
В США тоже боролись: в мае 2018 года власти Сан-Франциско официально потребовали от компаний-производителей Lime, Bird и Spin подать заявки в Муниципальное транспортное агентство на использование самокатов в городе. Работу кикшерингов временно остановили. В июле того же года электросамокаты убрали с улиц Индианаполиса на время разработки законодательных норм. В августе та же ситуация произошла в Милуоки, а потом аналогичная волна прошла практически по всем штатам.
На федеральном уровне в США рынок регулируют в рамках Закона о безопасности потребительских товаров. По нему электросамокаты приравняли к низкоскоростным велосипедам или двух- или трёхколёсным транспортным средствам с полностью работающими педалями и электродвигателем мощностью менее 750 Вт.
Самокаты разрешено использовать на велосипедных дорожках, а на трассе среди автомобилей скорость ограничена 40 км/ч. Водители должны держаться ближе к обочине и соблюдать правила дорожного движения: двигаться по правой стороне в соответствии с сигналами светофоров и уступать прохожим.
Чтобы узнать, как обстоят дела с регулированием данного вопроса в Азербайджане, корреспондент Minval.az обратился к ответственному за связь с общественностью Главного управления Государственной дорожной полиции (ГУГДП) МВД республики, полковник-лейтенанту полиции Мубаризу Агаеву.
По его словам, ГУГДП уже подготовило предложения по механическим транспортным средствам и направило их в соответствующие структуры для рассмотрения и дальнейшего внесения изменений в действующий Закон АР «О дорожном движении».
«Вы справедливо отметили, что проблема скутеров набирает все большую актуальность. Сейчас подобная проблема наблюдается с мопедами и к ним добавились электроскутеры (электросамокаты). В период пандемии наблюдалось увеличение количества мопедов и скутеров, которые в основном используются для развозки еды из ресторанов. Рост количества таких транспортных средств привел к возникновению множества проблем. Лица, управляющие этими средствами знают, что закон не требуют водительские права на них и в целом на транспортные средства с рабочим объемом двигателя не более 50 куб.см, и не набирающих скорость свыше 50 км/ч, а ответственность за нарушение возникает после 16 лет. Кроме того, на механических транспортных средствах нет государственного регистрационного знака. Поэтому они повсюду нарушают правила дорожного движения, что в свою очередь вызывает возмущение автомобилистов», — сказал полицейский.
Однако, отметил он, водители мопедов и скутеров (самокатов) должны знать, что они -участники движения, и как и все должны соблюдать правила дорожного движения. В случае невыполнения ими требований безопасности на дорогах сотрудники ГДП при обнаружении нарушения с их стороны, привлекают их к административной ответственности.
«Но сегодня фактическая скорость современных электроскутеров достигает 70-80 км/ч. Поэтому в соответствии с задачами, поставленными Государственной программой Азербайджанской республики по безопасности дорожного движения для 2019-2023 годов, с нашей стороны подготовлены предложения по внесению изменений в Закон «О дорожном движении» и требований для механических транспортных средств с рабочим объемом двигателя 50 куб. см и больше, или независимо от объема двигателя — с конструктивной максимальной скоростью более 50 км/ч. В настоящее время над предложениями работают и как только что-то станет известно, мы проинформируем общественность», — сказал Мубариз Агаев.
Яна Мадатова
Minval.az