Конституционный суд одобрил запрос Ильхама Алиева о роспуске Милли Меджлиса: детали - ФОТО

21:33 Обнародован текст постановления Пленума Конституционного суда Азербайджана о проверке соответствия Постановления Милли Меджлиса Азербайджана «Об обращении к президенту Азербайджана в связи с назначением внеочередных выборов в Милли Меджлис Азербайджана» от 21 июня 2024 года Конституции Азербайджана.

В постановлении говорится:

Пленум Конституционного суда Азербайджана в составе Фархада Абдуллаева (председатель), Соны Салмановой, Хумай Эфендиевой, Ровшана Исмаилова. Джейхуна Гараджаева (судья-докладчик), Рафаэля Гваладзе, Фикрета Мамедова, Исы Наджафова и Кямрана Шафиева, с участием секретаря суда Фараида Алиева, представителей запрашивающего органа – заведующего сектором по вопросам правовой политики отдела законодательства и правовой политики Администрации президента Азербайджана Рустама Гасымова и заведующего сектором развития законодательства данного отдела Араза Поладова, представителя отвечающего органа – руководителя Аппарата Милли Меджлиса Азербайджана Фарида Гаджиева, эксперта – доцента кафедры конституционного права юридического факультета Бакинского государственного университета, доктора философии по праву Насиба Шукюрова, в соответствии с пунктом 1 части III статьи 130 Конституции Азербайджана, на основании запроса президента Азербайджана рассмотрел в порядке конституционного судопроизводства конституционное дело о проверке соответствия Постановления Милли Меджлиса Азербайджана «Об обращении к президенту Азербайджана в связи с назначением внеочередных выборов в Милли Меджлис Азербайджана» от 21 июня 2024 года, роспуска Милли Меджлиса Азербайджана и назначения внеочередных выборов на основании данного Постановления Конституции Азербайджана.

Заслушав доклад судьи Джейхуна Гараджаева по делу, выступления представителей сторон и мнение эксперта, изучив и обсудив материалы дела, Пленум Конституционного суда Азербайджана установил:

Президент Азербайджана посчитал необходимым обратиться с запросом в Конституционный суд Азербайджана и узнать позицию Конституционного суда Азербайджана относительно соответствия роспуска Милли Меджлиса Азербайджана и назначения внеочередных выборов на основании Постановления Милли Меджлиса Азербайджана «Об обращении к президенту Азербайджана в связи с назначением внеочередных выборов в Милли Меджлис Азербайджана» от 21 июня 2024 года номер 1174-VIQR статье 981 Конституции Азербайджана.

В запросе указано, что на основании Постановления «Об обращении к президенту Азербайджана в связи с назначением внеочередных выборов в Милли Меджлис Азербайджана» от 21 июня 2024 года, принятого большинством в 105 голосов депутатов Милли Меджлиса Азербайджана, была выражена просьба к президенту Азербайджана о роспуске Милли Меджлиса и назначении внеочередных выборов в соответствии со статьей 981 Конституции Азербайджана.

В Постановлении Милли Меджлиса Азербайджана отмечено, что с учетом совпадения парламентских выборов и ряда предстоящих в стране престижных международных мероприятий необходимо провести внеочередные парламентские выборы для обеспечения проведения выборов в соответствии с требованиями избирательного законодательства и возможности полноценного исполнения Милли Меджлисом Азербайджана задач, предусмотренных статьями 94 и 95 Конституции Азербайджана, в том числе обеспечения непрерывности нормотворческой деятельности в данный период.

В связи с вопросом, поднятым в запросе президента Азербайджана, Пленум Конституционного суда Азербайджана считает важным рассмотреть некоторые нормы Конституции Азербайджана.

Согласно статье 81 Конституции Азербайджана, законодательную власть в Азербайджане осуществляет Милли Меджлис Азербайджана.

В соответствии со статьей 82 Конституции Азербайджана Милли Меджлис Азербайджана состоит из 125 депутатов.

Общие правила, установленные Милли Меджлисом Азербайджана, а также круг решаемых им вопросов закреплены в статьях 94 и 95 Конституции Азербайджана.

Согласно статье 981 Конституции Азербайджана, если один и тот же созыв Милли Меджлиса Азербайджана дважды в течение года выразит недоверие Кабинету Министров Азербайджана или не назначит в установленный законом срок после двукратного представления президентом Азербайджана необходимое число кандидатов для коллегиальной деятельности Конституционного суда Азербайджана, Верховного суда Азербайджана и Правления Центрального банка Азербайджана, а также по неустранимым причинам не выполняет свои обязанности, указанные в статьях 94 и 95, частях II, III, IV и V статьи 96, статье 97 настоящей Конституции, президент Азербайджана распускает Милли Меджлис Азербайджана.

Срок полномочий избранного на внеочередных выборах созыва Милли Меджлиса Азербайджана может быть менее пяти лет. В этом случае очередные выборы в Милли Меджлис Азербайджана проводятся в первое воскресенье ноября пятого года срока полномочий избранного на внеочередных выборах созыва Милли Меджлиса Азербайджана.

Следует отметить, что Милли Меджлис Азербайджана, осуществляющий, согласно принципу разделения властей, законодательную деятельность в стране, являясь выражением народной власти, организуется путем свободного, тайного и личного голосования на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права.

В Постановлении от 4 декабря 2019 года «О проверке соответствия Постановления Милли Меджлиса Азербайджана «Об обращении к президенту Азербайджана в связи с назначением внеочередных выборов в Милли Меджлис Азербайджана» от 2 декабря 2019 года Конституции Азербайджана» Пленум Конституционного Азербайджана указал, что для современного демократического общества активность парламента представляет большое значение. Принятие передовых и прогрессивных правовых актов обеспечивает регулирование общественных отношений в стране на основе справедливости и верховенства права.

Как известно, в ноябре 2024 года в Азербайджане будут проведены 29-я сессия Конференции сторон Рамочной конвенции Организации Объединенных Наций об изменении климата (СОР29), 19-я сессия Встречи сторон Киотского протокола и 6-я сессия Встречи сторон Парижского соглашения, являющиеся одними из престижных международных мероприятий, отличающихся массовостью и значением.

В Постановлении Милли Меджлиса Азербайджана от 21 июня 2024 года отмечается, что с учетом целесообразности полного исполнения Милли Меджлисом Азербайджана во время ожидаемых в стране международных мероприятий задач, предусмотренных статьями 94 и 95 Конституции Азербайджана, и обеспечения непрерывности нормотворческой деятельности в данный период необходимо провести внеочередные парламентские выборы.

Следует учесть, что выборы, выступая как незаменимое правовое средство волеизъявления граждан, возлагают на государство соответствующее обязательство с точки зрения обеспечения доступности участия в выборах, контакта кандидатов с избирателями, создания необходимых и благоприятных условий с целью представления ими своих политических платформ.

Согласно статье 56 Конституции Азербайджана, граждане Азербайджана имеют право избирать и быть избранными в государственные органы, а также участвовать в референдуме.

В Преамбуле Избирательного кодекса Азербайджана отмечается, что основу государственной власти Азербайджана составляет воля азербайджанского народа. Воля азербайджанского народа находит свое проявление в выборах, свободно и регулярно проводимых путем тайного и личного голосования на основе равного и прямого избирательного права, а также при всенародном голосовании — референдуме, проводящемся путем тайного и личного голосования на основе общего, равного и прямого избирательного права. Азербайджанское государство гарантирует свободное волеизъявление граждан Азербайджана путем защиты принципов и норм избирательного права.

В упомянутом Постановлении Пленума Конституционного суда Азербайджана от 4 декабря 2019 года отмечается, что Милли Меджлис Азербайджана, объективно оценивая свою деятельность, связанную с осуществлением полномочий, предоставленных ему Конституцией Азербайджана, может принять решение о возможности продолжения своей работы или отсутствии такой возможности.

В данном Постановлении также говорится, что формирование твердой позиции абсолютного большинства депутатов относительно невозможности осуществления парламентом своих полномочий служит основанием для роспуска Милли Меджлиса Азербайджана, предусмотренным в статье 981 Конституции Азербайджана.

В настоящем случае позиция абсолютного большинства депутатов Милли Меджлиса заключается в том, что предстоящая работа в связи с проведением в стране международных мероприятий будет препятствовать проведению выборов в Милли Меджлис Азербайджана в соответствии с избирательным законодательством и полному исполнению Милли Меджлисом Азербайджана полномочий, указанных в статьях 94 и 95 Конституции Азербайджана.

Таким образом, Пленум Конституционного суда Азербайджана на основании правовой позиции, изложенной в своем предыдущем Постановлении, считает, что Постановление Милли Меджлиса Азербайджана «Об обращении к президенту Азербайджана в связи с назначением внеочередных выборов в Милли Меджлис Азербайджана» от 21 июня 2024 года, роспуск Милли Меджлиса Азербайджана и назначение внеочередных выборов на основании данного Постановления соответствуют статье 981 Конституции Азербайджана.

Пленум Конституционного суда Азербайджана также отмечает, что в соответствии с правовой позицией, изложенной в Постановлении от 4 декабря 2019 года «О проверке соответствия Постановления Милли Меджлиса Азербайджана «Об обращении к президенту Азербайджана в связи с назначением внеочередных выборов в Милли Меджлис Азербайджана» от 2 декабря 2019 года Конституции Азербайджана» до начала деятельности нового созыва Милли Меджлиса Азербайджана необходимо сохранить в виде исключения соответствующие полномочия Милли Меджлиса Азербайджана VI созыва для осуществления полномочий, предусмотренных статьями 111 и 112, пунктами 16 и 17 части I статьи 95 Конституции Азербайджана, а также представительских функций в международных организациях.

На основании вышеуказанного Пленум Конституционного суда Азербайджана приходит к следующему выводу:

-Постановление Милли Меджлиса Азербайджана «Об обращении к президенту Азербайджана в связи с назначением внеочередных выборов в Милли Меджлис Азербайджана» от 21 июня 2024 года номер 1174-VIQR, роспуск Милли Меджлиса Азербайджана и назначение внеочередных выборов на основании данного Постановления следует считать соответствующими статье 981 Конституции Азербайджана.

Руководствуясь пунктом 1 части III статьи 130 Конституции Азербайджана, статьями 52, 62, 63, 65-67 и 69 Закона Азербайджана «О Конституционном суде», Пленум Конституционного суда Азербайджана постановил:

1. Постановление Милли Меджлиса Азербайджана «Об обращении к президенту Азербайджана в связи с назначением внеочередных выборов в Милли Меджлис Азербайджана» от 21 июня 2024 года номер 1174-VIQR, роспуск Милли Меджлиса Азербайджана и назначение внеочередных выборов на основании данного Постановления считать соответствующими статье 981 Конституции Азербайджана.

2.Постановление вступает в силу со дня объявления.

3.Постановление опубликовать в официальных государственных газетах Азербайджана и «Вестнике Конституционного суда Азербайджана», а также на официальном интернет сайте Конституционного суда Азербайджана.

4.Постановление является окончательным, не может быть отменено, изменено или официально истолковано ни одним органом или лицом.

***

20:36 27 июня состоялось заседание пленума Конституционного суда Азербайджана.

На заседании был рассмотрен запрос президента Азербайджана о соответствии Конституции Азербайджана роспуска Милли Меджлиса Азербайджана и назначения внеочередных выборов на основании постановления Милли Меджлиса Азербайджана от 21 июня 2024 года «Об обращении к президенту Азербайджана относительно назначения внеочередных выборов в Милли Меджлис Азербайджана».

В заседании приняли участие в качестве представителей запросодателя заведующий сектором по вопросам правовой политики отдела законодательства и правовой политики Администрации президента Азербайджана Рустам Гасымов и заведующий сектором развития законодательства того же отдела Араз Поладов, представитель отвечающей стороны – руководитель Аппарата Милли Меджлиса Азербайджана Фарид Гаджиев и в качестве эксперта – доцент кафедры конституционного права юридического факультета Бакинского государственного университета, доктор философии по праву Насиб Шукюров.

Председатель Конституционного суда Фархад Абдуллаев, открыв заседание, объявил состав Пленума и проинформировал о вопросе, вынесенном на обсуждение.

Выступивший затем судья-докладчик, судья Конституционного суда Джейхун Гараджаев сообщил, что президент Азербайджана обратился в Конституционный суд Азербайджана с запросом проверить на соответствие статье 981 части 1 Конституции Азербайджана постановление парламента от 21 июня 2024 года «Об обращении к президенту Азербайджана относительно назначения внеочередных выборов в Милли Меджлис Азербайджана». Согласно запросу президента Азербайджана , постановление об обращении к президенту Азербайджана относительно назначения внеочередных выборов в парламент было принято большинством в 105 голосов депутатов Милли Меджлиса Азербайджана. Данным постановлением выражается просьба к президенту Азербайджана распустить Милли Меджлис в соответствии со статьей 981 Конституции Азербайджана и назначить внеочередные выборы.

В запросе президента Азербайджана также указывается, что прежде чем принять окончательное решение по постановлению Милли Меджлиса, необходимо изучить позицию Конституционного суда Азербайджана о соответствии Конституции инициативы о роспуске парламента и объявлении внеочередных выборов в нынешних условиях.

Выступивший в качестве представителя запросодателя заведующий сектором по вопросам правовой политики отдела законодательства и правовой политики Администрации президента Азербайджана Рустам Гасымов сообщил, что в постановлении Милли Меджлиса подняты очень важные вопросы и проблемы. Он отметил, что в решении Конституционного суда от 4 декабря 2019 года затронут весьма примечательный вопрос: «Конституционный суд отмечает в этом решении, что Милли Меджлис, естественно, имеет полномочия принимать абсолютным большинством голосов депутатов свои постановления, решение о возможности ведения своей деятельности или отсутствии такой возможности». «Мы понимаем данное решение так, что мы должны взять за основу постановление Милли Меджлиса и отнестись к нему с уважением. В данном случае Милли Меджлис большинством в 105 голосов решил, что целесообразнее провести выборы досрочно. Мы считаем, что эта позиция оправдана», – заявил завсектором.

Представитель отвечающей стороны, руководитель Аппарата Милли Меджлиса Азербайджана Фарид Гаджиев рассказал о соответствии обсуждаемого постановления парламента Конституции Азербайджана. Подчеркнув, что статья 981 Конституции не ограничивает право парламента обращаться по этому вопросу, Фарид Гаджиев сказал: «Следует принять во внимание и то, что, как указано в постановлении Милли Меджлиса, в связи с проведением работ по подготовке к COP29 и организацией данного мероприятия представляется неизбежным введение в стране определенных ограничений в области инфраструктуры, транспорта, а также безопасности и других сферах».

Глава Аппарата Милли Меджлиса отметил, что в этой связи досрочное проведение выборов обеспечит беспрепятственное участие граждан в предвыборных массовых мероприятиях и выборах. Таким образом, будет гарантировано избирательное право граждан, закрепленное в статье 56 Конституции. В то же время это позволит кандидатам в депутаты комфортно вести предвыборную агитационную кампанию.

Выступивший на заседании в качестве эксперта доцент кафедры конституционного права юридического факультета Бакинского государственного университета, доктор философии по праву Насиб Шукюров отметил, что в ноябре текущего года в Азербайджане с участием делегаций из большого числа стран пройдет одно из самых авторитетных международных мероприятий – 29-я сессия Конференции сторон Рамочной конвенции ООН об изменении климата (СОР29), а также 19-я сессия Встречи сторон Киотского протокола и 6-я сессия Встречи сторон Парижского соглашения. Эксперт подчеркнул, что в этой связи организация как парламентских выборов, так и упомянутых мероприятий на высоком уровне имеет большое значение. По его словам, для представления Милли Меджлиса в упомянутый период в новом составе после восстановления территориальной целостности страны, эффективного использования возможностей, предоставляемых парламентской дипломатией, а также осуществления нормативной деятельности в период проведения этого значимого для нашей страны мероприятия необходимо полностью сформировать призыв Милли Меджлиса.

После выступлений члены Пленума Конституционного суда удалились в совещательную комнату для принятия постановления по вопросу повестки дня.

Вернувшись с совещания, председатель Конституционного суда Фархад Абдуллаев зачитал постановление Пленума Конституционного суда Азербайджана.

В постановлении говорится, что постановление Милли Меджлиса Азербайджана «Об обращении к президенту Азербайджана относительно назначения внеочередных выборов в Милли Меджлис Азербайджана» от 21 июня 2024 года номер 1174-VIQR и роспуск Милли Меджлиса Азербайджана президентом Азербайджана на основании этого постановления необходимо считать соответствующим статье 981 Конституции Азербайджана.

Постановление вступает в силу со дня объявления, является окончательным и не может быть отменено, изменено или официально истолковано ни одним органом или лицом.

После этого Пленум Конституционного суда был объявлен закрытым.

21

22

23

24

25

***

12:42 Члены Пленума Конституционного суда приняли решение о конституционности роспуска Милли Меджлиса и назначения досрочных выборов.

***

10:42 Начало работу заседание Пленума Конституционного Суда Азербайджана.

На заседании рассматривается запрос президента Азербайджана Ильхама Алиева о соответствии роспуска Милли Меджлиса и назначения внеочередных выборов на основании постановления Милли Меджлиса от 21 июня 2024 года номер 1174-VIQR «Об обращении к Президенту Азербайджанской Республики относительно назначения внеочередных выборов в Милли Меджлис Азербайджанской Республики» Конституции Азербайджанской Республики.

27.06.2024 21:33
803