В мире выявлен первый случай смерти от птичьего гриппа нового типа — об этом сообщило Reuters. От вируса скончался 59-летний житель Мексики. Здесь уже отмечалась эпизоотия — новым видом птичьего гриппа болела домашняя птица. Но, как сообщается, у заболевшего и умершего пациента контактов с домашней птицей не выявлено. Расследование ещё идёт, мексиканские власти стараются установить источник заражения, а ВОЗ — оценить потенциальную опасность нового вируса.
Многие, прочитав эту новость, задаются вопросом: нас что, теперь из-за этого птичьего гриппа снова «закроют» в жёсткий карантин? После зимы и весны 2020 года новости о том, что кто-то где-то заразился новым видом ОРЗ или гриппа, воспринимаются совершенно иначе. И да, перспектива «карантинов», «локдаунов» и т.д. пугает порой больше, чем сама по себе болезнь.
Можно не обращать внимания на существующие в мире сомнения, насколько оправдан был жёсткий карантин зимы-весны 2020 года. Можно старательно гнать от себя вопросы, не стоило ли той же ВОЗ куда профессиональнее реагировать, скажем, на ситуацию на круизном лайнере «Бриллиантовая принцесса», откуда коронавирус начал «расползаться» по многим странам. Уже тогда в прессу просачивались сведения, что на лайнере не было надёжного отделения больных от здоровых, что пассажиров, у которых не нашли клинических проявлений вируса, отправляли домой без карантина и т.д. — а все эти ошибки имеют свою цену. Можно старательно обходить темы, почему ВОЗ не взяла на себя инициативу по борьбе с «вакцинным национализмом». Можно постараться найти удобоваримое объяснение, почему в систему здравоохранения многих стран, считающихся благополучными и развитыми, не был заложен «запас прочности» именно на случай пандемии, и почему ВОЗ не спешила до коронавируса эти рекомендации формулировать и давать. Если очень хочется, можно даже проигнорировать просочившиеся в Сеть цифры, что в Швеции, где жёсткий карантин не вводили, избыточная смертность по результатам пандемии оказалась ниже, чем у соседей, где карантин был, или усомниться в достоверности этих цифр. Наконец, можно приводить десятки доводов, что COVID-19 оказался «идеальным вирусом для пандемии», что он очень быстро приводил к коллапсу общественной системы здравоохранения, и без карантина было ну никак не обойтись, а опыт Швеции, с её очень развитым здравоохранением, маленькой плотностью населения, небольшими семьями и привычкой шведов держать «социальную дистанцию» и без «короны», в других странах просто неприменим.
Но опыт жёсткого карантина 2020 года, кроме всего прочего, показал: не стоит предаваться иллюзиям, будто карантин — это только «некоторые бытовые неудобства», которые вполне можно «потерпеть». Это слишком болезненная мера, которую нельзя вводить «на всякий случай».
Есть такое выражение: COVID-19 прошелся по всем, но по кому-то «танком», а по кому-то — «детским велосипедиком». Возможно, наша семья — из категории тех, по кому коронавирус прошелся «велосипедиком». В ближайшем окружении — так уж сложилось — никто не заболел «короной» в тяжёлой форме. СМИ — та сфера, чья деятельность в результате карантинных мер не была заморожена. Да и переход на «удалёнку» прошел относительно безболезненно. Пенсии и зарплаты выплачивались как по часам. Доставка на дом всего чего угодно, от продуктов и ресторанных блюд до книг и принадлежностей для рукоделия, работала бесперебойно. И не приходилось ждать неделю «в режиме ожидания», чтобы получить товары из супермаркета. Да и совсем уж нелепых требований, вроде не удаляться от дома более чем на 100 метров и отовариваться только в ближайшем супермаркете, вне зависимости от ассортимента, в Азербайджане не было. Но «детский велосипедик» тоже оставляет очень болезненные последствия: почти два месяца в четырёх стенах, без общения, когда невозможно даже выйти и прогуляться в парке — парки и бульвары, напомним, тоже были закрыты, — когда невозможно строить планы на отпуск, и нет ясности, как надолго нас «закрыли» и что ещё ВОЗ потребует закрыть завтра… Можно отмахнуться: когда пандемия, без «развлекушек» вполне можно прожить. Безусловно. Но большие торговые центры, туризм, «ресторанный» бизнес, экскурсии и прочие «развлекушки» — это ещё и рабочие места. Это огромный сектор малого бизнеса, который вдруг остался «без кислорода». Так же как и, к примеру, фитнес-индустрия, спа, парикмахерские, многочисленные салоны красоты… Можно язвить, что от нарощенных ноготков в условиях пандемии надо бы отказаться, но как быть специалистам по наращиванию ноготков, которые никак не могут отказаться от необходимости получать деньги за свои услуги? Да, в Азербайджане государство оказывало финансовую поддержку представителям тех сфер, по кому карантин «проехался танком», но финансовая помощь — это совсем не то же самое, что налаженный бизнес.
Да, сами по себе эти меры не убивают. Но стресс убивать уже может. Особенно если сильный стресс затягивается сверх меры. Это подтвердит любой врач.
Какая доля в «избыточной смертности» пришлась уже на последствия стресса, то есть карантина — вопрос, который озвучивать как бы не принято. Считается, что карантин — это тяжёлая, но вынужденная мера, без которой тогда было просто не обойтись. Иначе смертность от «короны» была бы многократно выше.
Но, возможно, озвучить этот неудобный вопрос всё же стоит. Хотя бы для гарантии, что карантин не будут вводить «на всякий случай» и во всех смыслах «после первого чиха». И уж тем более не уйти от воспоминаний, что до коронавируса ВОЗ уже поднимала тревогу там, где для этой тревоги не было оснований. На рубеже «нулевых» и «десятых» нас уже пугали «птичьим гриппом». Откопали даже, что печально известной эпидемии «испанского гриппа» предшествовала волна «птичьего гриппа». Несмотря на то, что одного случая передачи птичьего гриппа от человека к человеку зафиксировано так и не было, пугали «птичьим гриппом» масштабно и старательно. И не только пугали: у прибывающих из-за рубежа туристов мерили температуру, органы здравоохранения заготавливали вакцины, санитарные службы уничтожали домашнюю птицу… Никакой эпидемии, к счастью, не случилось.
Куда более громкий скандал разгорелся вокруг «свиного гриппа». Когда появилось даже расследование ПАСЕ. Как оказалось, эпидемию «свиного гриппа» ВОЗ объявила без достаточных на то оснований, порекомендовала странам заготовить вакцины и провести вакцинацию, а эпидемия так и не началась. Вирус заглох. И как установили независимые эксперты, решение объявить эпидемию и рекомендовать запасаться вакцинами в ВОЗ «продавили» фармакологические гиганты, которые эти вакцины как раз и производят. Да, сами эти вакцины для людей безопасны. Они не убивают. Но если министерству здравоохранения отдельно взятой страны приходится тратить деньги на ненужные вакцины, это значит, что денег не получат куда более актуальные направления здравоохранения. А вот это уже убивает.
И самое страшное, нет уверенности, что на сей раз в ВОЗ не будут вводить «чрезвычайку» без должных на то оснований.
Н.Шейхзаде
Minval.az