Как повлияют конституционные реформы в Казахстане на отношения с Азербайджаном?

В Казахстане, как уже рассказывал Minval.az, завершился общенациональный референдум. В голосовании приняли участие 68% граждан Республики Казахстан, имеющих право голоса, поправки поддержали 77,18%, против проголосовали 18,66%. Поправки — а их всего 56 к 33 статьям конституции Казахстана — еще формально не вступили в силу, но теперь это не более чем вопрос времени.

Основное содержание поправок, конечно, внутриполитическое. Да и сам референдум провластные СМИ трактуют как «вотум доверия» президенту и как старт «второй республики». Конституцию переписали практически на треть. Согласно новым поправкам, в Казахстане появится институт омбудсмена — уполномоченного по правам человека. Меняется порядок назначения акимов — глав местных властей: если раньше их прямо назначал президент, то теперь глава государства представляет минимум две кандидатуры, из которых уже главу местных властей будут избирать депутаты. Но в центре внимания многих экспертов — другое: первый президент Казахстана Нурсултан Назарбаев лишен титула «елбасы», его ближайшим родственникам прямо запрещено занимать посты в госструктурах и квазигосударственных органах. Сам бывший «елбасы» в интервью уже поддержал поправки Токаева. Что, по сути, означает внутриполитическую капитуляцию.

Наконец, многие уверены: нынешние поправки — это пусть и отсроченная, но в то же время очевидная реакция на трагические события января нынешнего года в Казахстане. Токаев не просто укрепляет свое положение во властных структурах, жестко отодвигая от должностей «назарбаевцев» — он еще и явно стремится «выпустить пар»: толчком к январскому кризису стали именно социальные протесты.

Все это, без сомнения, можно было бы посчитать внутренним делом Казахстана, если бы не тень столкновений января 2022 года, которые и привели к вводу в Казахстан войск ОДКБ, что  уже не позволяет выносить за скобки внешнеполитическую составляющую вообще и возможное влияние этих подвижек на отношения Казахстана и Азербайджана в частности.

А вот тут есть сложности. И тонкости. Происходящее в Казахстане очень трудно подвести под упрощённую схему «пророссийские силы против прозападных». И дело не в том, что Назарбаев был одним из авторов идеи Евразийского союза. Токаев уже после январского кризиса и операции ОДКБ в своей стране отправился с визитом в Турцию и провел многообещающие переговоры с Реджепом Тайипом Эрдоганом. Кроме того, уже анонсирован визит Токаева в Баку.

Дает пищу для размышлений поручение Токаева правительству Казахстана провести инвентаризацию нерешенных вопросов во взаимоотношениях с РФ с учетом новых геоэкономических реалий (намёк на украинскую войну и санкции, наложенные на РФ, получился весьма прозрачным). А на днях в Казахстане принимали помощника госсекретаря США Дональда Лу, который совершал региональное турне по Центральной Азии. И вывод из всех этих вроде бы разрозненных сигналов один: Казахстан «диверсифицирует политику», укрепляет связи с Турцией и странами Запада и планомерно дистанцируется от России, которая в результате войны и санкций сильно подрастеряла привлекательность в качестве «интеграционного ядра». Так что резких рывков, тем более в сторону Кремля, от Казахстана ожидать не стоит. Для этого сейчас явно не сезон и не резон. Да и попытки Кремля «воспитывать» Казахстан при помощи подозрительной «аварии» на его экспортных нефтяных терминалах близ Новороссийска говорят о многом.

А на этом фоне понятно, что не следует ожидать негативных «рывков» в отношениях с Азербайджаном. Наша страна была и остается для Казахстана естественными «воротами» в Турцию и далее на Запад. Более того, эксперты не исключают и переключения на Азербайджан значительной доли нефтяного экспорта Казахстана, особенно после попытки Москвы этому экспорту помешать.

Так что казахстанский референдум Россия, похоже, проиграла.

Нурани, обозреватель Minval.az

07.06.2022 11:00
237