Биотехнологи создали мощнейший антидот против змеиного яда. Эксперименты на мышах показали, что сыворотка может защитить от яда 19 самых смертоносных змей, включая королевскую кобру Ophiophagus hannah.
Как передает Oxu.Az, описанная в Cell разработка объединяет существующий препарат вареспладиб с антителами, полученными из крови Тима Фриде, американского коллекционера рептилий, перенесшего около 200 укусов ядовитых змей.
Такая методика научных поисков вызывает закономерные этические вопросы.
"Мы не советовали Фриде делать это, и больше никому не нужно этого делать - у нас есть все необходимые молекулы", - оправдывается Джейкоб Глэнвилл, генеральный директор биомедицинской фирмы Centivax в Южном Сан-Франциско.
"Змеиный яд опасен", - напоминает он и предостерегает любопытных, чтобы они ни в коем случае не следовали примеру Фриде.
Современные противоядия производятся путем инъекции змеиного яда лошадям и другим животным с последующим сбором полученных антител. Каждое противоядие защищает от яда максимум нескольких видов, кроме того, нечеловеческие антитела могут вызвать сильнейшую аллергическую реакцию.
"Учитывая доступные сегодня в иммунологии передовые технологии, глупо продолжать полагаться на эти устаревшие методы лечения", - уверен биолог Картик Сунагар из Индийского научного института в Бангалоре.
Ученые хотели создать противоядие, которое бы защищало от всех или большинства ядовитых змей в мире. Эти кажущиеся наполеоновскими планы вполне реалистичны, объясняет Глэнвилл: "Хотя существует 650 видов ядовитых змей, все их яды относятся к одним и тем же 10 классам токсинов".
Ученые сначала пытались самостоятельно найти какого-нибудь "неуклюжего исследователя змей", пока не узнали из СМИ о Фриде, который мало того, что был покусан сотни раз, еще и "самостоятельно ввел себе более 700 возрастающих доз змеиного яда от самых смертоносных змей в мире".
Получив одобрение от этического совета и заручившись информированным согласием естествоиспытателя-змеелюба, биотехнологи взяли у него два флакона крови, хранящей "иммунную память в виде библиотеки миллиардов антител". Чтобы еще сильнее повысить эффективность, к ним добавили вареспладиб, который подавляет фермент змеиного яда, разрушающий мышечную и нервную ткань.
Такой коктейль спас подопытных мышей, получавших смертельные дозы яда любого из 19 видов опасных аспидовых змей.
Ученые признают эти результаты многообещающими, но выражают обеспокоенность этической стороной вопроса; к тому же не вполне ясно, возможно ли производство человеческих антител в промышленных масштабах по доступной цене.
Проблему надо решать другим путем, убежден специалист по укусам ядовитых змей Жан-Филипп Шиппо из Французского национального исследовательского института устойчивого развития: "Нужно подумать о том, как приблизить противоядия к местам укусов ядовитых змей и убедить пациентов быстрее приезжать в больницу. Нет никаких оснований полагать, что новое поколение антител широкого спектра действия достигнет таких результатов".
Глэнвилл отчасти согласен: надо предоставить убедительные доказательства, что новый антидот пригоден к применению в реальных ситуациях, а затем уже переходить к испытаниям на людях. Centivax планирует протестировать экспериментальный коктейль на собаках, укушенных змеями в Австралии - сначала им дадут экспериментальное лечение, а если оно не сработает через несколько минут, введут обычное.