Азербайджан готовит программу возрождения территорий, ранее находившихся под армянской оккупацией. Так, выступая на форуме в связи со Всемирным днем Хабитат, организованном Госкомитетом по градостроительству и архитектуре совместно с Программой ООН по населенным пунктам в Баку, председатель Госкомитета по градостроительству и архитектуре Анар Гулиев раскрыл некоторые цифры: до 2026 года на освобожденные от армянской оккупации территории должны вернуться 140 тысяч человек. Готовятся и генпланы четырех городов Карабаха — в дополнение к уже разработанным.
Добавим от себя: президент Азербайджана Ильхам Алиев в своем историческом обращение к народу 21 сентября 2023 года отметил, что «после окончания Второй Карабахской войны я сказал, что мы превратим Карабах и Восточный Зангезур в рай, и превращаем, все приезжающие люди видят это». После чего пообещал : «Такие же условия мы создадим в Ханкенди, Агдере, Ходжавенде, селах. Создадим в Аскеране». А свои обещания в Баку выполняют.
Но в армянских кругах программу возрождения ранее оккупированных земель пытаются представить как нечто, направленное против армян. Здесь завопили: «Оставленные армянами дома совсем скоро займут азербайджанцы!»
Для начала, сегодня не только в Азербайджане известен масштаб учинённого на ранее оккупированных землях урбицида. И очень интересно, где авторы этих воплей углядели в стёртых с лица земли Агдаме, Физули, Зангелане, Джебраиле, где, кстати, до конфликта не было заметного армянского населения, «оставленные армянами дома»?
Другое дело, что здесь имеет место «информационное жульничество». Азербайджан восстановил контроль и над той частью Карабаха, где временно расквартированы росмиротворцы. И цифра в 140 тысяч человек должна породить у не очень осведомлённых читателей впечатление: их собираются пересилить в дома тех, кто ещё несколько дней назад стоял в пробке на подступах к ППП «Лачин».
Сегодня, когда Администрация президента Азербайджана публикует план реинтеграции армян, местным пропагандистам надо как-то поддерживать на плаву прежние штампы о «геноциде» и т.д., договариваясь порой до откровенного бреда. А что делать, если фактов нет, но заказ выполнять надо?
Можно с изрядной долей иронии осведомиться: в Ереване полагали, что Азербайджан оставит все как есть? И не станет даже убирать мусор с главной площади Ханкенди только потому, что этот мусор оставили армяне? Или вообще объявят эти поломанные пластиковые стулья «армянским культурным наследием»?
А если серьёзно, то с самого начала конфликта десятки тысяч этнических азербайджанцев были изгнаны из Ханкенди, Агдере, Ходжавенда… Сегодня они и их потомки тоже ждут возвращения. Более того, в отличие от Агдама или Зангелана, дома и квартиры азербайджанцев в этих городах не разбирали до фундаментов – их занимали. Проще говоря, многие карабахские армяне жили в домах азербайджанцев, прекрасно зная, что хозяева этих домов в лучшем случае вынуждены были бежать, в худшем – убиты.
И ещё одно обстоятельство. В двадцатые годы, покидая Турцию, армяне были уверены, что они, такие талантливые, европеизированные и образованные, своим отъездом ну до ужаса наказывают свою бывшую родину, где без них замрет всё, а в особенности международная торговля и банковское дело. В восьмидесятые годы, уезжая из Азербайджана, не сомневались: эти кочевники смогут только зелень продавать, а уже запустить свою нефтяную стратегию без образованных и «продвинутых» армянских специалистов – пусть даже не думают. А сегодня, когда жизнь показала, что и в Турции, и в Азербайджане вполне смогли развиваться без уехавших армян, а вот в Армении жесточайший кризис самой по себе модели государственности, в армянской среде настроения уже другие. Здесь привыкли, уходя, оставлять после себя мины-ловушки и города-призраки. И оказались, похоже, совершенно не готовы к тому, что Азербайджан эти города сможет возродить.
Нурани, обозреватель
Minval.az