Детям с инвалидностью чинят препятствия на пути к образованию

В Азербайджане снова заговорили об инклюзивном образовании, в частности о работе над проектом «Государственная программа по развитию инклюзивного образования для лиц с инвалидностью в Азербайджане на 2018-2024 годы». Согласно информации Института образования, в стране увеличивается число школ с инклюзивными классами, и недавно стартовал новый проект «Расширение сети общеобразовательных учреждений с инклюзивными классами», реализуемый указанным институтом совместно с Министерством науки и образования и Детским фондом ООН (ЮНИСЕФ). Ранее СМИ со ссылкой на старшего специалиста института Хабибу Назирову отмечали, что в настоящее время в рамках этого проекта в инклюзивное образование вовлечены 22 общеобразовательные школы в 10 регионах Азербайджана. В этих школах наряду со своими сверстниками учатся 160 детей с ограниченными возможностями.

Мы понимаем, что вопрос внедрения инклюзивного образования на самом деле сложный и на его решение уйдут годы. Ведущие специалисты разных стран в области образования, психологии, педиатры и социологи задействованы в процесс внедрения инклюзивного образования, но, пожалуй, самым успешным в этой сфере государством является Испания, где прием в школу детей с ограниченными физическими возможностями проходит так же, как и у обычных.

Согласно закону о качестве испанского образования от 2002 года, если психолого-педагогическая комиссия признает, что ребенку необходим несколько иной тип обучения, или школа не обеспечивает все условия для обучения такого ребенка, то его направляют в спецшколу или в специализированный класс на базе школы. При этом в Испании решение психолого-педагогической комиссии регулярно пересматривается, чтобы дать ребенку возможность быть интегрированным в нормальное общество и получать образование в обычной школе вместе с другими детьми.

В классе, где обучается ребенок-инвалид, количество учеников не должно превышать 25. В спецклассах число детей должно быть не больше 12. В учебных классах, где обучаются дети с психическими отклонениями или дети, страдающие аутизмом, число учащихся не должно превышать 3-5 человек.

А как обстоит дело с инклюзивным образованием в Азербайджане? Впервые об инклюзивном образовании в Азербайджане заговорили в 2004-2005 годах. В последующие годы велась работа над внедрением пилотных проектов по республике.

Для того, чтобы выяснить, на каком уровне в настоящее время находится реализация проекта инклюзивного образования в Азербайджане, сотрудник Minval.az связался с начальником отдела специального образования при Управлении де-институционализации и защиты прав детей Минобразования Азербайджана Анаром Халафовым.

В ходе беседы А.Халафов отметил, что на данный момент идет процесс подготовки законодательной базы, учителей и системы образования в целом, чтобы в будущем внедрить инклюзивное образование.

«Полная подготовка системы очень важна, так как инклюзив – агрессивная среда для детей со специально образовательными нуждами. И о повсеместном внедрении говорить пока рано, а госпрограмма подразумевает, прежде всего, максимальную подготовку. Если говорить о пилотных проектах, то да, они были, внедрялись: и в 2005, и в 2009, и в 2014 гг. И сегодня именно на их базе мы строим систему инклюзива. Далее, изменения касаются, прежде всего, реформ в законодательстве, ибо законодательство, поддерживающее традиционное образование, не может включать в себя инклюзив. Для того, чтобы образование стало инклюзивным, база должна принять процесс инклюзива, должна быть направлена на социально-правовую организацию образовательной системы по всем образовательным ступеням», – сказал А.Халафов.

По его словам, есть еще второе, очень важное направление: подготовка учителей, так как кадры, подготовленные для классической общеобразовательной системы, не подходят для инклюзивного образования. От учителей требуется больше знаний, больше педагогической компетенции для того, чтобы они могли организовать процесс обучения в инклюзивных классах или группах.

«Подготовка учителей, начиная с дошкольных учебных заведений и заканчивая вузами, важна. Мы над этим работаем, и уже все педагогические вузы внедрили куррикулум-программу по инклюзивному образованию. И, конечно же, процесс аккредитации инклюзивного образования, так как общество должно быть готово к принятию его. Есть такие понятия, как непосредственная и косвенная дискриминация. Очень многие страны, в том числе и в Азербайджан, присоединились к Конвенции о защите прав инвалидов, но косвенная дискриминация все же остается. Очень важно, чтобы общество полностью отказалось от этих дискриминационных моментов, чтобы инклюзивное образование могло полностью прижиться, и у людей с ограниченными физическими возможностями появилась возможность стать полноценной частью гражданского общества»,- сказал А.Халафов, подчеркнув, что инклюзивное образование способствует повышения качества  образования в целом: без инклюзива невозможно модернизировать систему образования, потому как инклюзивное образование требует от школ и педагогов индивидуального подхода к каждому ребенку.

«Понимаете, общее образование подразумевает, получение знаний всеми детьми по общим стандартам-минимум, а современная наука доказывает, что дети не одинаковы вовсе. Инклюзивное образование подразумевает отсутствие отстающих детей. Ребенок должен получить образование на своем актуальном уровне развития, и это относится не только к детям со специальным образованием. Это относится ко всем детям. И потому в таких странах, как Финляндия, все дети в классе имеют индивидуальное развитие. Мы, к сожалению, не сможем всех детей дифференцировать именно на этом уровне, но инклюзивное образование требует, чтобы ко всем детям относились индивидуально, чтобы каждый ребенок имел возможность индивидуального развития», – отметил специалист.

На вопрос о количестве детей с ограниченными физическими возможностями, не получающих образования, Халафов ответил, что в минобразовании такой статистики не имеется: «У нас есть статистика о количестве получающих образование в стране. Обеспечить правом на образование детей с 6-ти лет – обязанность минобразования и органов исполнительной власти. Если вы спрашиваете, сколько детей со специальными образовательным нуждами получают образование, то это, к примеру, около 17 тысяч детей. А детей, которые остались вне образования, не существует. Но если вдруг таковые имеются, мы обязательно поможем и обеспечим их правом на образование», – резюмировал Анар Халафов.

Сотрудник «Минвала» связался также с замглавы Общественного объединения родителей детей с инвалидностью Əl-ələ Ахмедом Рахмановым, который отметил, что если в минобразования нет такой статистики, то это отнюдь не значит, что проблемы не существует.

Детям с инвалидностью чинят препятствия на пути к образованию

По его словам, действительно в Азербайджане пытаются внедрить инклюзив, но пока безуспешно. Первый проект инклюзивного образования был запущен в Сумгайыте. Но он не прижился, и был закрыт, а 24 педагога, задействованных в нем, уволены. А ведь задумка была очень хорошая: ребенок с проблемным здоровьем мог посещать занятия в общеобразовательной школе с приставленным к нему сопроводителем, помогающим пройти социализацию и адаптацию.

По словам Рахманова, проекты не приживаются потому, что нет подходящей инфраструктуры, подходящих педагогов, толерантности и положительного настроя общества в отношении детей с физическими ограничениями.

Рахманов был очень удивлен тем, что в минобразования не владеют информацией о том, что далеко не все дети-инвалиды получают образование. И предоставил редакции некоторые факты, говорящие об обратном.

По его словам, у Арзу Мирзоевой ДЦП (Бинагадинский район, 04.01.2016 г.). Ее родители сдали документы в 268-ю школу, но им сказали, что форма заполнена неправильно, документов определенных не хватает. А позже, когда родители принесли всё необходимое, им заявили, что прием в школу завершен, портал регистрации уже закрыт. Словом, опоздали. Обещали зарегистрировать в октябре, но октябрь прошел и родителям заявили, что ребенка не могут допустить к занятиям даже в школе для детей с проблемным здоровьем, так как с документами сильно опоздали. А родители Арзу мечтают, чтобы их девочка училась в общеобразовательной школе, наравне со всеми детьми.

Мелек Гасанзаде (12.02.2015 г., Низаминский район, небольшой дефект речи и частичный отказ ноги) тоже не может учиться из-за бюрократических проволочек: ее родителям обещали, что девочка будет учиться в общеобразовательной школе, но, как и в случае с Арзу, «тянули резину». Родители обращались к нескольким сотрудникам минобразования и управления образования города Баку, но им отказали в приеме в среднеобразовательную школу и посоветовали обратиться в спецшколу. Но так как время было упущено, девочку не удалось определить ни в одну из вышеупомянутых школ.

Родители Онура Зейналова (Бинагадинский район, ДЦП, 22.01.2016 г.) не смогли устроить своего ребенка в среднеобразовательную школу, с инклюзивом тянули. В результате их ребенок лишен даже возможности учиться в спецшколе. Равно как и родители Эльгюна Валидова (Низаминский район, проблемы с позвоночником, 13.07.2017 г.).

По словам А.Рахманова, в регионах страны ситуация еще хуже, чем в Баку.

«Если сотрудникам минобразования нужна статистика, так покажите им хотя бы эти фамилии. А список детей с проблемным здоровьем, не получающим образование, можно продолжать долго, было бы желание, как говориться, «копать»». А «копать» на самом деле должны исполнительные власти, так как выявлять детей, не получающих образования и выяснять причины этого – прямая обязанность чиновников этого ведомства», – резюмировал Рахманов.

Мы привели два противоположных мнения относительно одного и того же вопроса. Один ньюсмейкер утверждает, что работа над внедрением программы инклюзивного образования идет полным ходом, а другой говорит о наличии бюрократических проволочек на пути к этому самому образованию. Ясно, что ни один рабочий процесс не обходится без проблем и трудностей, но на то и статья, чтобы с целью решения вопроса обратить к ним внимание компетентных структур.

Яна Мадатова

Minval.az

13.11.2023 16:00
303