Национальность, происхождение, корни – все эти актуальные вопросы всегда интересовали человека, и всегда будут его интересовать. Людям свойственно относить себя к той или иной национальной группе, роду, классу и так далее. К примеру, многие в Азербайджане утверждают, что они являются сеидами (прямые потомки пророка Мухаммеда через его дочь Фатиму и внука Хусейна), хотя документального подтверждения у них на это нет. Но посредством генетического анализа в Азербайджане на сегодняшний день подтвердился только один сеид. Об этом в своем интервью Minval.az сообщил доцент кафедры «Биологические науки» университета Хазар Анар Ибрагимов.
– Я восстанавливаю лицо человека по черепу, но только графически, так как я – не скульптор. Глядя на череп, я могу точно сказать, какие были глаза, какие скулы, рот, лоб, надбровные дуги. Правда, нельзя точно сказать, какой был нос, приблизительно можно сказать, в каких точках располагались ноздри, и какой была их ширина. По рельефу можно определить, какие были уши – оттопыренные или же прижатые, равно как и челюсть – выдающаяся вперед или же нет. Словом, есть штрихи, по которым можно воссоздать внешность. Конечно же, на все 100% внешность не будет совпадать с ее реальным носителем, но, так или иначе штрихи на 70-80% мы воссоздаем точно.
– Правда ли, что по внешности можно определить национальность человека, например, в нашем регионе? Например, азербайджанец, грузин, армянин и так далее?
– Давайте так: существует уже суженное до минимума определение «кавказец». Дальше мы, ученые, сужать его уже не можем, утверждая, что этот азербайджанец, а этот – армянин, грузин, и так далее. Да, и тот кавказец, и этот, но уже под отметкой Р (вероятность в районе 90-95%, но не больше). Все дело в том, что людям свойственно менять ареал обитания, путешествовать, ассимилироваться с другими народностями. И потому проследить чистоту происхождения как его самого, так и его предков уже практически невозможно.
И если, например, происхождение того или иного рода в странах Европы (в той же Англии) можно было отследить по записям в церковных книгах, а аристократия составляла генеалогические древа, тот же Готский альманах, у нас таких записей не велось. Ну, знает человек своих предков – вплоть до пра-пра-прадедушки. А дальше? Что было до него? Кто был до него? Вот тут загвоздка. Остановка.
– Мы привыкли видеть в учебниках истории изображения людей, населявших мир в самые различные периоды и эпохи. Но по большей части это либо образы, придуманные художниками, либо домыслы ученых, со слов которых писалась та или иная картина. Понятно, что начиная с XIX века остались фотофакты событий и людей. Но, так или иначе, всегда было интересно: как выглядели Чингизхан, Спартак, полководец Ши Хуан и так далее. Современная наука давно уже перешла своеобразный Рубикон в этом деле. Расскажите о процессе, благодаря которому на нас смотрят из тьмы веков реальные персонажи исторических событий.
– В деле изучения и сопоставления физиономических характеристик современного и древнего населения открывает новые возможности и антропологическая реконструкция. В начале 2023 года я отправил фотографию черепа древнего жителя Шамахинского региона в институт им. Герасимова, и они детально воссоздали портрет носителя этого черепа. По сути это было сенсационное событие для Азербайджана, так ка у нас этими вопросами никто не занимался. Я обращался в пару читаемых СМИ, рассказал, что в Азербайджане впервые была проведена работа по детальному восстановлению внешности древнего человека (Роман Евсеев и Веселовская – ученица Герасимова). И представляете, никто не заинтересовался этой новостью.
Кстати, отмечу, что у этого Шемахинского парня были еще и травмы на лице. Оппозиция костной ткани, обычно это следы систематических избиений. Он не был воином, скорее, он был простолюдином, которого истязали. Кстати, если вы заметили, он не обладает типичными внешними данными, которые мы привыкли наблюдать в социуме. Почему? А потому что он архаичный, ибо более древнее происхождение человека, тем более внешность его нетипична. Кроме того, прекрасным показателем постоянного смешивания является язык: чем больше наречий, тем больше смешивалась нация. Лезгины, к примеру, рассказывают о деревнях, расположенных совсем рядом друг с другом, но в каждой деревне свой язык, потому что произошла ассимиляция. Хотя все одной нации. Но я дошел до самого интересного момента: у меня осталось чувство глубокой обиды на антропологов из НАНА, я с ними дружу. Они же проводят научные исследования, им выделяются гранты. Ведь исследования, которые провели в институте Герасимова, направлены на популяризацию науки. Все это делают – вплоть до Гренландии. Но не в Азербайджане, у нас это не финансируется. Я на чистом энтузиазме занялся этим вопросом. И знаете, кто взял эту информацию, заинтересовался ею? «Дзен.ру». Они разместили результаты исследования и фотографию древнего выходца Шамахинского района, исследования пользуются популярностью, люди пишут многочисленные комментарии. А ведь это сенсационный материал, в Азербайджане это впервые – восстановление внешности древнего предка, жившего в III веке. У наших антропологов бывают черепа, из Шеки, с курганов. Но они не умеют их визуализировать. Пока, во всяком случае. Только сейчас появились молодые ученые в Турции, которые занялись этими исследованиями. А тем не менее в институте Герасимова могут еще раз сделать аналогичное восстановление, так ка мы дружим, и все делаем на альтруизме.
Как все начиналось? Мы отправили минерализованные образцы, взятые из 11 черепов на анализ, и один артефакт был помечен биркой «Шамахинский район» и датирован I-V вв. Исследовать взялась Дилек Коптекин – ученая из Ближневосточного университета (Анкара), она как раз писала диссертацию в Швеции, и ей был выделен грант на исследования. В ходе исследования был проведен радиоуглеродный анализ, и выяснилось, что череп относится ко второй половине III века (плюс, минус 50 лет). Из анализа по 11 биоматериалам было установлено, что все их носители относятся к одной и той же каплогруппе J. И потому мы с уверенностью говорим, что на этой территории уже в III веке жили азербайджанцы. Не смотря на тот факт, что популяции на Кавказе складывались очень давно, армяне так и не смогли доказать свою «уникальность», так как именно такой результат показали исследования их анализов на «древность».
Особо хочу отметить огромный вклад Рабии Касимовой, до конца жизни проработавшей в институте археологии, этнографии и антропологии НАНА. Вместе с профессором Дебецом Г.Ф. она организовала экспедицию на место строительства Мингячевирской ГЭС, где проводились раскопки, и было добыто очень много краниологического материала. До сих пор эта экспедиция считается самой крупной антропологической. Рабия ханум собрала огромную коллекцию черепов, и со всем этим «добром» ее приютил В.Б.Шадлинский, который всю эту коллекцию определил в кафедру анатомии АМУ, заведующим которой он являлся. Его заслуга в том, что он сохранил эту уникальную коллекцию, образцы которой охватывают период с 1 000 лет до н.э. до XVIII века. По ней можно проследить всю хронологию изменения и развития человека в течении 3 000 лет.
– Сегодня популярна тенденция проверять свои корни, ДНК предков. Насколько эти анализы соответствуют действительности?
– Таких лабораторий в мире три, но эффективнее и компетентнее всех в этом вопросе лаборатория Family Tree DNA. Это большая корпорация, серьезно занимающаяся наукой. Family Tree DNA – американская частная компания, мировой лидер в области коммерческих ДНК- тестов, их офис расположен в Хьюстоне, а сама лаборатория находится в Аризонском университете. Family Tree DNA выполняет генетический анализ Y-ДНК, мтДНК и аутосомной ДНК. Для проведения анализа компания высылает инструкции и специальный набор, с помощью которого берётся мазок с внутренней стороны щеки. Все образцы ДНК после проведения анализа остаются на хранении в лаборатории компании. У них очень много материала, и, если ученые находят ископаемый материал, лаборатория берет эти данные и сверяет с ныне живущими, пробивает материнскую и отцовскую линии, определяет общие геномы (аутосомы). По сути, сегодня только им и можно доверять, если вы действительно хотите серьезно исследовать свои корни.
Яна Мадатова